Раздел А-0 — ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ САМОЛЕТА. ПРИ ОТКАЗАХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ

1. Общие положения. Настоящий раздел со­держит детализированные требования и пояс­нительный материал, относящиеся к общим требованиям к летной годности самолета при отказах функциональных систем. Этот раздел дополняет и конкретизирует требования 25.1309(b)-(d) и относится ко всем функцио­нальным системам и оборудованию самолета за исключением элементов конструкции (та­ких как крыло, оперение, поверхности управ­ления, фюзеляж, узлы крепления двигателя, силовые элементы шасси и узлы его крепле­ния и т. д.), которые специально рассмотрены в разделах С и D.

2. [Зарезервирован].

3. Вероятности возникновения особых ситуаций.

3.1. [Зарезервирован].

3.2. [Зарезервирован].

3.3. Эксплуатация с отказными состояниями.

Самолет должен быть спроектирован и по­строен таким образом, чтобы в ожидаемых ус­ловиях эксплуатации при действиях экипажа в соответствии с РЛЭ:

3.3.1. Каждое отказное состояние (функцио­нальный отказ, вид отказа системы), приводя­щее к возникновению катастрофической ситу­ации (катастрофического эффекта), оценива­лось как практически невероятное и не возни­кало вследствие единичного отказа одного из элементов системы.

3.3.2. Суммарная вероятность возникнове­ния аварийной ситуации (аварийного эффек­та), вызванной отказными состояниями (функ­циональными отказами, видами отказов сис­тем), для самолета в целом не превышала 10-6 на час полета; при этом рекомендуется, чтобы лю­бое отказное состояние (функциональный от­каз, вид отказа системы), приводящее к ава­рийной ситуации (аварийному эффекту), оце­нивалось как событие не более частое, чем крайне маловероятное.

3.3.3. Суммарная вероятность возникнове­ния сложной ситуации (существенного эффек­та), вызванной отказными состояниями (функ­циональными отказами, видами отказов сис­тем), для самолета в целом не превышала 10-4 на час полета; при этом рекомендуется, чтобы лю­бое отказное состояние (функциональный от­каз, вид отказа системы), приводящее к слож­ной ситуации, оценивалось как событие не бо­лее частое, чем маловероятное.

3.3.3.1. Все усложнения условий полета и от­казные состояния (функциональные отказы, виды отказов систем), приводящие к их воз­никновению, подлежат анализу с целью отра­ботки соответствующих рекомендаций по дей­ствиям экипажа в полете.

Примечание. Желательно, чтобы любое отказное состояние (функциональный отказ, вид отказа системы), приводящее к усложнению условий полета (не­значительному эффекту), не могло быть отнесено к частым событиям.

3.3.4. [Зарезервирован].

3.3.5. При анализе особой ситуации (эффек­та), вызванной отказным состоянием (функци­ональным отказом, видом отказа системы), не­обходимо учитывать факторы, которые могут усугубить последствия (степень опасности) на­чального отказного состояния (функциональ­ного отказа, вида отказа системы), включая связанные с отказом условия на самолете, ко­торые могут влиять на способность экипажа справиться с прямыми последствиями (напри­мер, наличие дыма, перегрузка, прерывание связи, изменение давления в кабине и т. п.).

3.3.6. Действия экипажа. При анализе пос­ледствий определенного отказного состояния (функционального отказа, вида отказа систе­мы), включая необходимые действия экипажа, должны учитываться вероятность отказа (отка­зов), наличие и характер сигнализации (инфор­мации) об отказе, а также сложность действий экипажа.

3.4. Операции с отказными состояниями и внешние воздействия (явления). При анализе последствий отказных состояний (функцио­нальных отказов, видов отказов систем) оцен­ка должна учитывать критичные (определяю­щие) внешние воздействия (явления) и их ве­роятность.

Эксплуатационные ограничения должны ус­танавливаться с учетом вероятности внешних воздействий (явлений) и отказных состояний (функциональных отказов, видов отказов сис­тем), характеристик самолета, точности пило­тирования, а также погрешностей бортовых си­стем и оборудования.

4. Приемлемые методы.

4.1. [Зарезервирован].

4.2. Соответствие требованиям настоящего раздела и 25.1309(b)-(d) должно доказываться путем анализа и расчета вероятностей возмож­ных видов отказов функциональных систем и оценки влияния этих видов отказов на безопас­ность полета самолета. Такая оценка должна проводиться для каждой системы и во взаимо­связи с другими системами и (при необходимо­сти) подкрепляться наземными и (или) летны­ми испытаниями, испытаниями на пилотаж­ном стенде или другими видами стендовых ис­пытаний, расчетами или моделированием.

(а) Анализ должен включать возможные ви­ды отказов (в том числе сочетания видов отка­зов в различных системах), оценку вероятно­стей этих видов отказов, последствия для само­лета и находящихся на борту людей с учетом этапа полета, условий эксплуатации и внезап­ности для экипажа возникновения соответству­ющего отказного состояния, требуемые дейст­вия по парированию, возможность обнаруже­ния отказа, процедуры контроля состояния и обслуживания самолета.

(b) При анализе конкретных систем может быть учтен опыт эксплуатации аналогичных систем.

(c) В анализе должен учитываться разброс характеристик системы (систем). При этом мо­жет быть использовано статистическое распре­деление указанных характеристик.

4.3. [Зарезервирован].

4.4. [Зарезервирован].

4.5. [Зарезервирован].

4.6. [Зарезервирован].

4.7. Отказное состояние (функциональный отказ, вид отказа системы) может быть отнесе­но к событиям практически невероятным, если выполняется одно из следующих условий:

(a) Указанное состояние возникает в резуль­тате двух и более независимых последователь­ных отказов различных элементов рассматри­ваемой системы или взаимодействующих с ней систем с вероятностью менее 10-9 на час полета по типовому профилю;

(b) Указанное состояние является следстви­ем конкретного механического отказа (разру­шение, заклинивание, рассоединение) одного из элементов системы и Заявитель обоснует практическую невероятность такого отказа, ис­пользуя для доказательства:

— анализ схемы и реальной конструкции;

— статистическую оценку безотказности по­добных конструкций за длительный период эксплуатации (при наличии необходимых дан­ных);

— результаты испытаний по установлению назначенного ресурса соответствующим эле­ментам согласно требованиям соответствую­щих разделов настоящих Норм или по установ­лению других ограничений контролируемых параметров допустимого предотказного состо­яния;

— анализ принципов контроля качества из­готовления и применяемых конструкционных материалов в серийном производстве, а также стабильности технологических процессов;

— анализ предусмотренных эксплуатацион­ной документацией средств, методов и перио­дичности технического обслуживания.

Примечание. В тех случаях, когда рассматривает­ся конкретный короткий этап (уча­сток) полета, его продолжитель­ность может учитываться при оцен­ке вероятности единичных и мно­жественных отказов.

Если показано, что отказное состояние (вид отказа, функциональный отказ) относится к категории событий практически невероятных, то такое событие может быть исключено из дальнейшего анализа особых ситуаций для до­казательства соответствия требованиям данно­го раздела.

4.7.1. Для доказательства соответствия само­лета требованиям 3.3.2. должно быть дополни­тельно выполнено одно из следующих условий:

— отказное состояние (функциональный от­каз, вид отказа системы) возникает в результате сочетания двух и более независимых последо­вательных отказов;

— отказное состояние может быть отнесено к практически невероятным в соответствии с пунктом 4.7(b),

— отказное состояние является следствием конкретного механического отказа типа закли­нивания одного из элементов системы и может быть отнесено к событию не более частому, чем крайне маловероятное на основании анализа принятых конструктивных решений и результа­тов опыта эксплуатации аналогичных конструк­ций, учитывающего используемые принципы контроля качества изготовления и применяемые конструкционные материалы в серийном произ­водстве, стабильность технологических процес­сов, а также предусмотренные эксплуатацион­ной документацией средства, методы и перио­дичность технического обслуживания.

4.8. В случае, если отказное состояние (функциональный отказ, вид отказа системы) приводит к возникновению аварийной ситуа­ции (аварийного эффекта) и не отнесено к кате­гории практически невероятных, Руководство по летной эксплуатации должно содержать ре­комендации, позволяющие экипажу принять все возможные меры для предотвращения пере­хода аварийной ситуации в катастрофическую.

Желательно, чтобы указанные рекоменда­ции были проверены в летных испытаниях. В тех случаях, когда летная проверка связана с повреждениями самолета, с особо высокой сте­пенью риска или заведомо нецелесообразна, разработанные рекомендации должны подтвер­ждаться результатами анализа опыта эксплуа­тации других самолетов, близких по конструк­ции к сертифицируемому, а также результатами соответствующих лабораторных, стендовых ис­пытаний, моделирования и расчетов.

4.9. В случае, если отказное состояние (функ­циональный отказ, вид отказа системы) приво­дит к возникновению сложной ситуации (суще­ственного эффекта) и не отнесено к категории практически невероятных, Руководство по лет­ной эксплуатации должно содержать указания экипажу по завершению полета при данном от­казном состоянии. Указания РЛЭ по действиям в сложных ситуациях должны быть проверены в летных испытаниях и не должны требовать от экипажа чрезмерных усилий и необычных прие­мов пилотирования. В отдельных случаях, когда конструкция самолета и его систем не обеспечи­вает возможности имитации какого-либо вида отказа в летных испытаниях, допускается про­верка соответствующих указаний РЛЭ в испыта­ниях на пилотажном стенде, аттестованном для проведения таких испытаний.

4.10. В случае если отказное состояние (функциональный отказ, вид отказа системы) приводит к усложнению условий полета, Руко­водство по летной эксплуатации должно содер­жать указания экипажу по продолжению поле­та, методам эксплуатации систем и парирова­нию неисправностей в полете. Если при этом отказное состояние (вид отказа системы) влия­ет на пилотирование, то рекомендации РЛЭ должны быть проверены летными испытания­ми или испытаниями на пилотажном стенде.